Ремесло в средневековом городе. Цеха. Ремесло в средневековом городе Ювелирные изделия Фаберже покоряют своим разнообразием

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

В средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё - кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

Цехи-союзы ремесленников

Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы - цехи.

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами - отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

Роль цехов в жизни города

Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями» .

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ

Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

История Средних веков (конец V века - середина XVII века)

Донской, Агибалова

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с жизнью первопечатника Ивана Фёдорова.
  2. Закрепление знания детей о возникновении письменности.
  3. Знакомство с немецким изобретателем первого печатного станка.
  4. Воспитывать чувство гордости за своих предков, за свой народ, за свою Родину.
  5. Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам.

Оборудование:

  • тесты;
  • рассказ «В типографии у Ивана Фёдорова», «Колесо истории»;
  • иллюстрации (печатный станок, памятник И.Фёдорову);
  • высказывание старорусских книжников;
  • запись колокольного звона.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Самостоятельная работа (тестовая).

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:

Откуда взялось печатное творение?

Кто его придумал?

Давно ли?

И какой была первая книга?

Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу?

Обо всём этом и пойдёт рассказ на нашем уроке.

Ребята, давайте повернём колесо истории и перенесёмся из XXI века в далёкое прошлое, в век XVI.

IV. Основная часть.

Выступления учеников:

1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

2. И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

3. В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ученик 1: Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах как горшки.

Ученик 2: А в соседнем Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали.

Ученик 3: Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали и получались 4 страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос» , а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.

Ученик 4: Много лет спустя пергамент заменили более дешёвым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.

Ученик 1: Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да ещё и украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более пятисот лет назад.

Ученик 2: Первая печатная книга появилась в немецком городе Майнце. Её отпечатали на деревянном станке, похожем на тот, каким издавна пользовались для отжимки масла или винограда.

Ученик 3: Изобретателем печатного станка был один из жителей города – Иоганн Гуттенберг (учитель показывает портрет).

Рисунок 1. Иоганн Гуттенберг – изобретатель первого печатного станка.

Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер.

Ученик 4: Литеры помещали в наборную кассу – каждую букву в свой ящичек. Нужные слова выкладывали на специальной дощечке – верстаке . Покрывали печатную форму краской, сверху клали лист бумаги и крепко прижимали на станке. Лист отпечатан. С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Ученик 1: Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг – типографии.

Ученик 2: Когда же появилась печатная книга на Руси?

Ученик 3: В XVI веке, во времена Ивана Грозного, открылась типография и в Москве. Царь повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться».

Ученик 4: Давайте побываем на первом Печатном дворе вместе с сыном бондаря Якова Казарина, Микиткой.

Дети читают рассказ «В типографии Ивана Фёдорова».

Учитель: Когда же появилась первая печатная книга на Руси?

Учитель: Где её напечатали?

Ученики: В типографии у Ивана Фёдорова.

V. Минутка отдыха.

Учитель: Давайте, ребята, немного отдохнём. Представьте, что вы гуляете по древней Москве.

(Звучит колокольный звон.)

Учитель: Старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. Они говорили: «Книги – это реки, наполняющие вселенную, в них ведь неисчётная глубина».

Границы России расширялись. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову. Никто не удивился этому выбору. В народе говорили про Ивана Фёдорова: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Он родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

Рисунок 2. Типография Ивана Фёдорова.

Помощниками Ивана Фёдорова были Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев. На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушёл целый год.

Рисунок 3. Страница из «Апостола» – первой печатной книги И.Фёдорова.

Зато вторая – «Часовник» (она содержала молитвы) – была подготовлена за два месяца. По ней долгое время люди учились читать.

Вскоре Ивану Фёдорову пришлось уехать из Москвы. Виной тому было недовольство переписчиков книг, боявшихся из-за Фёдорова остаться без работы. Они распространяли против него всякие небылицы, нашёптывали простым людям, что Печатный двор надо спалить, потому что там будто бы занимаются колдовством.

Узнав о готовящейся расправе, Иван Фёдоров вместе с сыном Иваном и Петром Мстиславцем уехал в Литву, а затем – на Украину. Здесь его называли Иван Друкарь Московский. Друкарь по-украински печатник. Помните, ребята, в рассказе Иван Фёдоров обещал Микитке напечатать Азбуку? Так вот, он своё обещание выполнил. Во Львове была напечатана первая русская «Азбука», по ней долгое время дети учились грамоте.

Часто Ивану Фёдорову приходилось переезжать с одного места на другое, но везде он узнавал что-то новое и набирался мудрости, обретал умения для своего дела.

Он напечатал и Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были напечатаны стихи, посвящённые каждому месяцу. Случилось это 5 мая 1581 года . От этого дня и ведут начало наши печатные календари. И когда вечером будем срывать листок с численника-календаря, то вспомним, что его далекого-далёкого предка отпечатал Иван Друкарь.

Самой знаменитой среди других печатных книг Ивана Фёдорова является Острожская «Библия». В неё первопечатник вложил всё своё умение и мастерство.

Иван Фёдоров мечтал завести собственную печатню. Да только бедность была его постоянной спутницей. Умер Иван Фёдоров во Львове 6 декабря 1583 года . Там он и похоронен. Но не умерло его дело. Память о великом человеке навсегда останется с нами.

В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859 – 1921). Бронзовый монумент изображает человека в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы...

Рисунок 4. Памятник Ивану Фёдорову в Москве.

В Санкт-Петербурге есть типография, которая носит его имя. Так и живёт сегодня среди нас Иван Фёдоров. О его жизни вы можете прочитать в книгах: «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетрова, «По следам первопечатника» Е.Л. Немировского, «Суровый век» С.Алексеева.

Учитель: В нашем городе тоже есть типография. До революции 1917 года были две типографии (частных) Маркова и Стрельниковой, а в 1918 году их объединили в одну. Сейчас в типографии печатают различные бланки.

Прошло уже много лет со дня изобретения первого печатного станка (Кто его изобрёл?) Сейчас в современных типографиях почти всё делают машины. Давайте послушаем стихотворение С.Я.Маршака «Как печатали вашу книгу» (читает ученица).

Ребята, а кто ещё, кроме переплётчика, помогает книге появиться на свет?

  • Лесорубы.
  • Шахтёры.
  • Железнодорожники.
  • Энергетики.
  • Сплавщики.
  • Строители.
  • Машиностроители.
  • Химики.
  • Металлурги и многие другие.

В создании книги участвует почти каждый труженик страны. Поэтому книга – очень ценная вещь. Помни, сколько труда затратили люди на её изготовление, обращайся с книгой бережно. Ребята, на нашей книжной выставке есть книги новые и старые, большие и маленькие, красочные и совсем без иллюстраций, но все они сообщают нам, читателям, много нового и интересного.

Так из книги «Книжкин дом» В.Г.Вальковой и А.Н. Спаль я узнала, что самая большая книга издана в 1832 году, в Лондоне. Её высота – 5м 70см, ширина – 3м 70см. размер букв – 15см, называется «Пантеон английских героев». Самая маленькая – «Муравейчики» отпечатана в 1980 году в Японии; её размер – 1см 4мм.

А теперь давайте немного отдохнём и вместе с тем проверим ваши знания (отгадываем кроссворды).

  1. Украшенный драгоценными камнями жезл – символ власти.
  2. Что такое «Аз», «Буки», «Веди»?
  3. Как называлась первая книга Ивана Фёдорова?
  4. Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни).

  1. Один из символов государства.
  2. От какого слова произошло слово копейка.
  3. Закончи пословицу: «При солнышке тепло, при матери... (добро).
  4. Кто изображён на российском гербе?
  5. Какими были первые книги?
  6. Как называли первого русского царя?
  7. Золотой шар с крестом, символ власти.

Учитель: Ребята, в выделенных клетках давайте прочитаем имя и фамилию человека, который напечатал первую книгу на Руси. (Иван Фёдоров).

Ребята, откройте учебник на с. 49. прочитайте статью «Печатный станок Ивана Фёдорова». Когда появилась первая печатная книга?

Учитель: Как она называлась?

Ученики: «Апостол».

Учитель: Кто был первым русским человеком, напечатавшим книгу?

Ученики: Первопечатник Иван Фёдоров.

Учитель: Как вы думаете, любил ли он свою Родину? Почему вы так считаете?

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

А теперь, ребята, давайте вернёмся в XXI век.

VI. Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Значение каких слов запомнили?

Домашнее задание: учебник с. 49 – 50 (пересказ).

Литература:

  1. Учебник «Введение в историю» Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
  2. «Как делают книгу» В.П. Дацкевич.
  3. «Книжкин дом» В.Г. Валькова, А.Н. Спаль.
  4. «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетров.
  5. «Суровый век» С.Алексеев.
  6. Журнал «Педсовет».

Изящество и великолепие весьма присущи ювелирному искусству. Только великие мастера могут придать драгоценным металлам и камням красоту завершенного шедевра. Ведь, например, золото в изначальном виде довольно неприглядно выглядит. Просто кусок желтого металла. А когда оно попадает в руки мастера, то приобретает изящные формы и становится поистине уникальным созданием творения человеческих рук и фантазии.

Одним из выдающихся мастеров ювелирного искусства был Карл Фаберже . Его произведения до сих пор являются главной ценностью для владельцев его шедевров.

Цена ювелирных изделий, которые изготовлены самим Фаберже, достигает огромных высот. А ведь не только золото и драгоценные камни определяют стоимость произведения искусства. Мастерство и техника известного ювелира является примером для профессионалов своего дела в золотом мире искусства.

Жизнь только начинается

Полное имя известного на весь мира ювелира было Петер Карл Густавович Фаберже . Как ни странно, но он родился в России. В семье ювелира появился в 1846 году сын, который впоследствии и стал известным мастером в области создания уникальных ювелирных изделий. Уже тогда отец Карла имел магазин, в котором бойко шла торговля вещицами из драгоценных металлов. Поэтому семья была достаточно обеспеченная.

В 1860 году семья Фаберже переехала в Дрезден . Здесь Карл получил первоначальное образование.

Вообще Карл Фаберже закончил несколько учебных заведений. А азы ювелирного дела ему преподал его отец. Кроме того, Карл стажировался у многих профессиональных ювелиров того времени. Например, в Париже будущий мастер учился у Шлосса, который умел создавать неповторимые ювелирные изделия.

Карл в свои молодые годы был очень увлеченным человеком. Его интересовало коллекционирование живописи, гравюр, медалей.

В 1870 году Карл Фаберже сменил своего отца и встал во главе семейной ювелирной фирмы. Ему пришлось много работать, чтобы, в конце концов, его изделия получили соответствующую оценку. Только в 1882 году он получил золотую медаль за свои произведения ювелирного искусства.

Результат деятельности Фаберже был предопределен. Ведь Карл относился к своему труду не как к простому производству украшений. Весь процесс работы с драгоценными металлами носил творческий характер . Каждое новое изделие становилось новым этапом понимания ювелирного искусства. Ведь даже вещицы из менее дорогих материалов от Фаберже стояли огромных денег.

Творчество Фаберже получило признание

Слава великого мастера ювелирных дел достигла своего расцвета в 1885 году . Он становится придворным поставщиком Высочайшего двора и при этом Фаберже получает право изображать государственный герб на торговой вывеске.

А в 1900 году он стал мэтром среди мастеров ювелирного искусства, что произошло на Всемирной выставке в столице Франции. Орден Почетного легиона, который является высшей наградой во французском государстве, Карл получает в том же году.

Получил признание Фаберже и в России. И здесь его награждали различными орденами за его заслуги в ювелирном искусстве. Карл поставлял свои изделия даже представителям царской фамилии и был популярен у всех живущих в то время богатых аристократов.

Однако довольно часто можно было заметить как витал дух соперничества между ним и такими известными в то время ювелирами как Юлиус Бути, Фридрих Кехли, Эдуард Болин и другие. Но творчество Фаберже носило совсем иной характер, чем работы других мастеров. Поэтому его доля заказов из Императорского Дворца постоянно росла.

Карл получил доступ до золотого фонда царской фамилии. Он мог свободно изучать технику исполнения ювелирных изделий пришедших из давних времен. Такое знакомство весьма положительно сказалось на дальнейшем творчестве великого мастера.

Работы Фаберже стали ценностью в любой богатой семье. Их узнавали, что естественно повышало статус того или иного владельца ювелирного изделия. А ведь подчас произведения Фаберже не носили какого-то практического значения. Это были дорогие безделушки. Можно и так их назвать.

Конечно, его фирма не состояла только из него одного. Карл содержал целую команду одаренных сотрудников, которые помогали ему осуществлять задуманное. Каждая вещь была штучной и делалась по заказу не один месяц.

Празднование 300-летия императорской фамилии Романовых повлекло массу заказов, в результате которых было создано немало прекрасных ювелирных изделий. Все произведения Фаберже содержали эмблему царского дома. Это были и булавки, и броши, и значки, а также известное на весь мир пасхальное яйцо, специально изготовленное для такого случая.

Ювелирные изделия Фаберже покоряют своим разнообразием

Карл Фаберже занимался не только созданием прекрасных и великолепных ювелирных украшений. Его фирма производила портсигары, табакерки, рамки для фотографий, часы, приборы для письма и многое другое. Однако самым популярными изделиями искусного ювелира стали пасхальные яйца . Их оригинальный дизайн поражает взгляд до сих пор.

Первое подобное яйцо было заказано еще в 1885 году Александром III. Успех не заставил себя ждать. И теперь Фаберже стал получать постоянные заказы на изготовление следующего ювелирного шедевра. Всего 54 произведения подобного рода было создано великим мастером специально для императорской фамилии. Некоторые пасхальные яйца были утеряны, многие оказались в руках иностранных собственников.

А вот в 2004 году эти уникальные произведения ювелирного искусства вернулись на родину благодаря усилиям одного российского бизнесмена, который смог выкупить яйца за 100 миллионов долларов .

Ювелирное искусство стало никому не нужно

Пока существовала царская Россия, ювелирное искусство жило и процветало. Последний царь российской империи Николай II пользовался услугами великого Карла Фаберже . Неоднократно в своих поездках по Европе его сопровождали драгоценные шедевры известного ювелира. Много прекрасных вещиц было подарено им представителям знати и особам королевских фамилий, что принесло дополнительную известность прославленному мастеру ювелирных дел.

Однако 1917 год уничтожил в России практически все ювелирное искусство. Государство стало полноправным хозяином всех ювелирных изделий. Развитие творчества ювелиров прекратилось. Многие десятилетия ювелирное мастерство находилось в замороженном состоянии.

Карл Фаберже умер в 1920 году . И вместе с ним практически умерло мастерство создания ювелирных шедевров. И только в 50-х годах ХХ века ювелирное искусство стало возрождаться. Вспомнили о том, что когда-то жил и творил великий мастер Карл Фаберже .

Однако его работами стали восхищаться намного позже. Советские устои не позволяли людям отдать должное творчеству великого мастера. За границей уже давно ювелирные изделия от Карла Фаберже стали великой ценностью всех времен и народов. Сейчас же в России прекрасно стали понимать, что благодаря революционном перевороту русский народ не только лишился ювелирного искусства, но и потерял ценности в идее ювелирных изделий Фаберже .

Родина Карла Фаберже - это Петербург. Именно здесь появилась школа, которая стала возрождать традиции, связанные с творчеством великого мастера. Уже многих успехов добились здешние ученики. Желание вернуть эпоху Фаберже понятно. Ведь для эстетического развития личности Красивое и Прекрасное всегда должны окружать Человека.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

План


2. «Врата учености».

1. Первопечатник Иван Федоров.

Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства. Люди (монахи) писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

В 15 веке Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок . С тех пор книги в Европе стали печатать. К середине 16 века типографии были во многих странах Европы. Россия не могла отставать от других государств.

Первая типография появилась в Москве около стены Китай-города в 1553 году . По приказу царя Ивана Грозного был построен Государев Печатный двор . Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец начали налаживать работу. Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.

Издательский знак
Ивана Федорова
Книга «Апостол»

Первая книга , отпечатанная в типографии, стала книга «Апостол» . Это книга считается первой печатной книгой. Нам известно, что ее начали печатать 19 апреля 1563 года, а закончили 1 марта 1564 года. На создание книги «Апостол» ушёл целый год. Зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца.

Книга «Апостол» заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Восхищают четкий шрифт книги. Он воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книги нет ни одной опечатки.

Мастеров, напечатавших первую книгу, стали называть первопечатниками.

Сразу после создания сборника молитв «Часовник» в 1565 году со стороны переписчиков начались гонения на печатников. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Литву, а потом и на Украину.

Именно по сборнику молитв «Часовник» долгое время детей учили чтению.

Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки.

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался и был похоронен во Львове в монастыре Святого Онуфрия .


В Москве в 1909 году, неподалеку от места первой типографии, Ивану Фёдорову был установлен памятник.

2. «Врата учености».

В 17 веке в России стало больше грамотных людей не только среди знати, но и среди обычных людей. Горожане отдавали своих сыновей в учение, так как нельзя было заниматься торговлей и ремеслом без умения читать, писать и считать. Женщин грамоте обучали только из числа знати.

Бедняки зарабатывали себе знаниями грамоты на жизнь. Они за плату на площади писали письма, составлял различные документы.

Московский печатный двор издавал учебники. Русскую азбуку учили по букварю Василия Бурцова . Букварь переиздавали несколько раз. Полюбилась и «Грамматика» Метелия Смотрицкого . В последствии по ней учился и наш ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Свои первые учебники он с почтением величал «Вратами учености».

В конце 17 века был напечатан букварь Кариона Истомина , монаха Чудова монастыря Московского Кремля. На страницах учебника было различное начертание одной и той же буквы. Приводились примеры слов и красочные рисунки, начинающиеся на эту букву.

Учебные книги ценили и берегли. Они переходили от отца к сыну. Бывало, по ним училось несколько поколений.

Просмотры: 11 405

Вам может быть интересно

Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.

На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.

Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.

Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

О Федорове мы знаем немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".

Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы - такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", - написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".

Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".

Павел Колпаков

Loading...Loading...